ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ российской ФЕДЕРАЦИИ |
ГОСТ Р 54003- 2010 |
Экологический менеджмент
ОЦЕНКА ПРОШЛОГО НАКОПЛЕННОГО
В МЕСТАХ ДИСЛОКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА
Общие положения
|
Москва Стандартинформ 2011 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а общие требования к содержанию и правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью ООО «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 594-ст
4 В настоящем стандарте учтены требования Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с изменениями) и Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ
5 Настоящий стандарт разработан на основе результатов «Исследований Всемирного Банка по оценке прошлого экологического ущерба в Российской Федерации», проведенных в 2005-2006 гг.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Термины и определения 4 Общие положения 5 Требования к системе прединвестиционных экологических аудитов территорий (участков), которым был нанесен экологический ущерб 6 Объекты оценки экологического ущерба, нанесенного в прошлом 7 Субъекты деятельности и требования к определению характера и размеров ответственности за нанесенный в прошлом экологический ущерб 8 Порядок оценки и контроля нанесенного в прошлом экологического ущерба территориям (участкам) 9 Паспортизация территорий (участков), которым в прошлом нанесен экологический ущерб Приложение А (рекомендуемое) Критерии определения приоритетности объектов для проведения очистных работ Приложение Б (справочное) Перечень объектов, на которых проблему нанесенного в прошлом экологического ущерба следует решать в первую очередь Приложение В (рекомендуемое) Перечень основных загрязняющих веществ, для которых установлены нормы предельно допустимых воздействий на окружающую среду Приложение Г (рекомендуемое) Принципы, процессы и ожидаемые результаты реализации стратегии стандартизации в проблемных областях Приложение Д (рекомендуемое) Оценка потенциальных рисков для здоровья населения от факторов окружающей среды, связанных с прошлым экологическим ущербом, и возможных рисков инвесторов, желающих вложить финансовые средства в очистку и развитие загрязненных территорий (участков) Приложение Е (справочное) Библиография
|
Введение
Реализация мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая государственную поддержку проведения работ по сокращению накопленного экологического ущерба, была в 2005 г. отнесена к числу важнейших задач государственной экологической политики [1].
Проблема обнаружения и устранения накопленного в прошлом экологического ущерба (ПЭУ) стоит на повестке дня в России и за рубежом уже длительное время, однако до настоящего времени на государственном уровне отсутствуют способы решения этой проблемы. В то же время в течение двух последних десятилетий проблемы ПЭУ резко возросли в связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных предприятий, военных и других опасных объектов.
Загрязненные в прошлом территории стали фактором сдерживания экономического роста, причиной снижения экологических рейтингов территорий и, как следствие, барьером для иностранных и отечественных инвестиций. Кроме того, ПЭУ представляет значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них.
Главная цель исследований, инициированных в 2005 г. Московским отделением Всемирного банка при поддержке Минэкономразвития России, Минприроды России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Комитета по экологии Госдумы РФ, заключалась в общей оценке масштабов проблемы ПЭУ в России и выработке общих рекомендаций для разработчиков перспективной государственной политики по практическим способам ликвидации загрязнений, накопленных в окружающей среде в местах бывшей дислокации организаций, путем применения конкретных региональных первоочередных мер с учетом международного опыта.
Проведенные в 2005-2006 гг. исследования выявили важность и значительность масштабов проблемы ПЭУ в России, что было подтверждено результатами анкетного опроса специалистов природоохранных органов в регионах, представителей бизнеса, неправительственных организаций, а также результатами региональных исследований, проведенных в двух субъектах Российской Федерации: Кемеровской и Томской областях.
Вместе с тем были выявлены следующие основные факторы, сдерживающие решение проблемы ПЭУ в России:
- недостаток информации о негативном воздействии территорий, на которых накоплен ПЭУ, на здоровье населения, и, как следствие, отсутствие влияния со стороны населения неблагополучных регионов на местные органы исполнительной власти;
- недостаток необходимой законодательной базы, в том числе отсутствие технического регулирования, а также национальных стандартов, стандартов организаций для комплексного решения проблемы ПЭУ;
- административно-правовая неопределенность в распределении ответственности за оценку масштабов и ликвидацию ПЭУ на загрязненных территориях;
- отсутствие системы регистрации и учета территорий и объектов ПЭУ, административных и методологических инструментов для оценки и установления приоритетности проведения работ по оценке и ликвидации ПЭУ;
- отсутствие финансовых механизмов инвестирования для ликвидации или частичного уменьшения влияния ПЭУ на загрязненные территории.
В результате проведенных исследований специалисты Московского филиала Всемирного банка при участии представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, бизнеса и неправительственных организаций сформировали на заключительном семинаре следующий перечень «Возможных первоочередных мероприятий по решению проблемы ПЭУ в России» (29 июня 2006 г.):
«1 значительная доля нанесенного экологического ущерба относится к периоду, когда собственником объектов являлось государство, однако при приватизации проблемы ПЭУ не учитывались;
2 без радикального и всестороннего вмешательства со стороны государства проблема ПЭУ (и связанные с ней проблемы обеспечения экологической безопасности России) не решится сама собой, а с течением времени ее негативные социально-экономические последствия будут только возрастать;
3 возложение всей полноты ответственности за ликвидацию ПЭУ на бизнес не оправдано, поскольку это может привести к значительным экономическим потерям и росту социальной напряженности в регионах;
4 для бизнеса движущий стимул в ликвидации ПЭУ заключается в укреплении собственного имиджа компании (экологические рейтинги компаний) и увеличении инвестиционной привлекательности осваиваемых вновь территорий;
5 несмотря на наличие административно-правовой неопределенности в решении проблем ПЭУ на федеральном уровне, возрастает интерес (политическая воля) к решению этих проблем со стороны региональных и муниципальных администраций, силами и средствами которых ведется поиск рациональных решений, обеспечивающих экологическую безопасность и экономическое благополучие, включая соблюдение интересов развивающегося в регионах бизнеса;
6 региональным органам власти может быть полезна юридическая и методическая помощь в части экономической и экологической оценки и менеджмента проблем ПЭУ. В связи с этим для отработки практических рекомендаций и необходимых методик будет полезным развитие пилотных проектов в регионах, а также создание нормативно-технических документов с учетом четырех обязательных для обеспечения устойчивости любой деятельности блоков аспектных стратегий (производственно-технологических, целе-экологических, социально-организационных и ресурсо-экономических);
7 проблема ликвидации ПЭУ примыкает к трем национальным проектам («Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК»), в связи с чем требуется юридическая проработка возможностей региональных органов власти в реализации мероприятий по ликвидации ПЭУ;
8 необходимо в составе разрабатываемых проектов технических регламентов в сферах обеспечения безопасности в строительстве, добыче полезных ископаемых, материалообрабатывающих отраслей производства учитывать необходимость поэтапной ликвидации ПЭУ».
По итогам обсуждения на семинаре его участники рекомендовали довести результаты исследований и выработанные рекомендации до сведения Минэкономразвития России, Минприроды России, Ростехнадзора, а также до администраций регионов (через Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и региональных природоохранных надзорных органов.
В свою очередь согласно Протоколу [2] «Совет Безопасности Российской Федерации отмечает, что обеспечение экологической безопасности является одной из приоритетных задач государства».
В связи с этим Совет Безопасности Российской Федерации решил:
«Правительству Российской Федерации (Зубков В.А.) в I квартале 2008 г. разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации, в том числе предусмотрев совершенствование правовых и инвестиционных механизмов возмещения экологического ущерба, а также реализацию мероприятий по устранению последствий экологического вреда, нанесенного ранее (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности, ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду».
Руководствуясь этими документами, Ростехрегулирование совместно с Техническим комитетом по стандартизации 20 «Экологический менеджмент и экономика» предприняли в 2008 г. усилия по включению разработки проекта настоящего стандарта в ПНС - 2008 с окончанием работы в 2010 г.
В настоящем стандарте учтены требования и положения, установленные в соответствующих нормативно-правовых и нормативно-методических документах, а также в национальных стандартах Российской Федерации.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Экологический менеджмент» и является первым в России основополагающим техническим руководством для регионов в сфере стандартизации проблем, связанных с ликвидацией ПЭУ.
ГОСТ Р 54003-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент ОЦЕНКА ПРОШЛОГО НАКОПЛЕННОГО В МЕСТАХ ДИСЛОКАЦИИ Общие положения Ecological management. |
Дата введения - 2011-01-01